Все статьи "Полезный опыт"
02.03.2016

Работа без аварий

Износ любых узлов трения всегда сопровождается попаданием в смазку частиц металла из точки контакта. Чем больше частиц от металлической детали попало в масло, тем сильнее износ узла и тем ближе его поломка. На этом принципе основана диагностика техники по анализу масла.

Примеры индикаторов износа

Подшипник/передача Хром + железо Если оба этих металла обнаружены в масле, это означает один из подшипников и, соответственно, его передача неисправны.
Подшипники Хром Высокая концентрация хрома в пробе указывает на износ игольчатых или шарикоподшипников.
Муфты / упорные шайбы Медь + свинец + олово Присутствие всех трех металлов означает начало износа муфты или упорной шайбы.
Гидротрансформатор Алюминий Стальной корпус гидротрансформатора имеет алюминиевое оребрение. Определенный уровень алюминия в масле является следствием нормальной работы гидротрансформатора. Повышение уровня говорит о начале его износа.
Грязь / разрушение прокладок Кремний и/или алюминий Кремний указывает на попадание грязи через воздушки или прокладки. Кроме того, если редуктор имеет контур охлаждения, то кремний служит индикатором попадания антифриза. Для абразивной пыли, попадающей из воздуха, характерно увеличение концентрации кремния и алюминия.
Передача Железо Увеличение концентрации только железа указывает на износ передач.
Попадание антифриза Калий + натрий При наличии контура охлаждения.

Самое главное — данный метод позволяет обнаружить ненормативный износ значительно раньше, чем другие методы неразрушающего контроля. И следовательно, у механиков есть время и возможность для превентивных действий с минимальными затратами ресурсов и времени. Так, например, если в масле исправно работающего двигателя обнаружен кремний и алюминий, это означает попадание пыли из воздуха через неисправный фильтр или через другие неплотности. Поскольку пыль является абразивом, то через 1,5–3 месяца этот двигатель уже не будет исправно работать. Важно то, что обнаружить пробой по воздуху на этой стадии не может никакой другой диагностический метод, кроме анализа масла.

Нормативы по концентрациям металлов износа находятся в сервисных бюллетенях производителей техники и доступны для пользователей этой техники. Эта информация не является закрытой и по запросу может быть передана пользователям. Нормативы по концентрациям металлов износа обычно указываются как допустимое увеличение концентрации элемента за определенное количество моточасов (или километров пробега). В основном используются значения рассчитанные на 250, 500 или 1000 моточасов. Например, в закрытых гидросистемах допускается увеличение концентрации меди на 40 ppm за 1000 моточасов. Следовательно, предельным значением для масла с пробегом 500 моточасов будет 20 ppm меди, а для пробега 1500 моточасов — 60 ppm меди.

Другой причиной поломки техники является потеря маслом рабочих свойств вследствие окисления, деградации или внешних загрязнений. Для контроля работоспособности масла используются такие параметры, как вязкость, степень окисления, содержание воды, гликоля, сажи, топлива, содержание посторонних примесей, изменение кислотного или щелочного числа.

Нормативы по предельным значениям загрязнений или изменения свойств масел указываются как абсолютные значения, например воды в пробе масла не должно быть более 0,1 %, а вязкость не должна изменится более 15 % от значения вязкости свежего масла. Эти нормативы разрабатываются производителями масел и используются в диагностике наряду с нормативами по концентрации металлов износа.